Разновозрастное обучение в сельской малокомплектной школе

Анализ динамики количества учащихся показывает уменьшение количества учащихся и, как следствие, сокращение класс - комплектов. Демографическая ситуация в стране и в селе в частности сказалась на снижении количества учащихся. Произошло резкое сужение образовательного пространства в малочисленных классах. Объединение классов на отдельных предметах не спасают ситуацию. В данных условиях снижаются возможности полноценного развития каждого ребенка, его ключевых компетентностей. Казалось бы, что самый простой способ решения проблемы – это подвоз детей в соседнюю школу. Но этот вариант не решает проблему качественного обучения. С 2007 по 2010 год Оротская школа функционировала как основная школа. Учащиеся 10-11 классов вынуждены были обучаться в школах райцентра и в соседней школе. Опыт показывает, что возникают проблемы подвоза детей, увеличивается количество пропущенных уроков, социальная адаптация учащихся, особенно мальчиков, проходит очень сложно. Поэтому по многочисленным просьбам родителей и общественности села Орот администрация МО «Кижингинский район» нашла возможность реорганизовать школу в среднюю. И самое главное – сохранить школу, а значит и село.

Снижение контингента учащихся, уменьшение класс-комплектов и проблема сохранения школы в селе, вместе с тем потребность в повышении качества образования учащихся. Исходя из этой ситуации, наша школа должна прийти к новой модели организации обучения.

На наш взгляд наиболее предпочтительным направлением изменения состояния Оротской средней школы является создание модели сельской школы с разновозрастным обучением.

Мы считаем, что организация образовательного процесса с использованием технологии разновозрастного обучения, которая предусматривает реализацию единого учебного плана для всех членов данной группы независимо от возраста (класса) позволит решить все проблемы, стоящие сегодня перед школой.

Данная технология разработана в инновационном образовательном учреждении МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей» г. Усть-Илимска под руководством к.п.н. М.М. Батербиева. В Еравнинском районе Республики Бурятия создана образовательная сеть «Найдал» по реализации разновозрастного обучения в сельских малокомплектных школ.

В процессе проектировочной работы педагогического коллектива школы была разработана перспективная модель обновленной школы и вместе с этим определена тема Программы развития «Организация разновозрастного обучения в сельской малокомплектной школе».

 

 

                      

                              

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

     Концепция исходит из того, что учащийся школы является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса и поэтому главной задачей педагогического коллектива является совершенствование образовательного процесса и прежде всего – в организации полноценной жизнедеятельности школьников.

         Основным условием повышения качества образовательного процесса является способность учителя к принятию нововведений, способность изменить свой подход к организации учебно-воспитательного процесса, изменить свое отношение к уроку. Поэтому условиями повышения эффективности образовательного процесса являются укрепление статуса учителя, непрерывное совершенствование их профессионального уровня.

         Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

         Школа с разновозрастным обучением - это объединение детей и подростков разного возраста на основе общих целей и интересов. Понятие «возраст» весьма относительное и определяется не только датой рождения. Возраст имеет психологические, психические, социальные, физические характеристики, которые не всегда соотносятся с паспортными данными.

       Обучение в разновозрастной группе позволяет успешно решать ряд общих образовательных и воспитательных задач в зависимости от той роли, которую выполняет ученик. В любом случае ребенок приобретает опыт социального взаимодействия, что составляет суть его социального развития. Расширяется сфера его самореализации и самоутверждения.

       Обучение в разновозрастной группе выполняет ряд важных социально-педагогических функций:

  1. компенсаторную – способствование удовлетворению потребностей школьников, связанных с их стремлением к взрослости;
  2. психологической защиты – расширение контактов, взаимное обогащение, разнообразие общения, повышение эмоциональной атмосферы.
  3. стимулирующую – актуализация и проявление индивидуальных качеств, которые в условиях малочисленности класса остались бы незамеченными.

 

Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

 

Обучение в школе – это значительная часть жизни ребенка, где он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые в дальнейшем обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе.

Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ), а разновозрастное обучение (РВО) – ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе.

Учащиеся в школе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу обществу. Исходя из этого, школа ставит перед собой следующую цель: отработка модели школы с разновозрастным обучением; обеспечение равных условий сельскому школьнику малокомплектной школы для реализации конституционного права граждан на образование.

Внедрение РВО требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для их развития. Большое значение имеет умелая организация учебной деятельности, при которой ученик не должен ощущать перегрузки, монотонности во время «погружений» в учебный предмет. К примеру, этого можно достичь мерами психологического обеспечения: чередование основных предметов с занятиями эмоционально-деятельностного характера (музыка, труд, ИЗО и т. д);

При разновозрастном обучении каждый год учебная группа пополняется новыми членами. Поэтому нужно ежегодно проходить некий системный, логически завершенный курс основных учебных предметов, который получил название учебного модуля - унифицированного, самостоятельного, обладающего полнотой и законченностью содержания образования, изучаемого в школе несколько лет.

Меняя способы организации образовательного процесса, прорабатывая блоки и разделы модуля с разной степенью детализации, меняя соотношение практической и теоретической части педагоги будут добиваться ощущения новизны каждый учебный год, хотя по существу каждый год в известной степени идет повторение ранее изученного материала.

Благодаря тщательному отбору учебного материала ее оригинальной компоновке, ученик имеет возможность многократно повторить курс дисциплин, что способствует прочности и системности знаний.

 

        

Ожидаемые изменения в педагогической системе школы

 

В связи с переходом на организацию образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия с использованием технологии разновозрастного обучения педагогическая система школы претерпит следующие изменения

  1. Переход от классно – урочной системы к обучению в разновозрастной группе
  2. Формирование разновозрастных учебных групп вместо одновозрастных классов по следующей системе:
  • ·         1 ступень: 1, 2-4 классы
  • ·         2 ступень: 5-6 класс и 7-9 классы
  • ·         3 ступень: 10-11 класс
  • ·         Организация разновозрастного обучения, позволяющего осуществлять эффективное взаимодействие детей разного возраста в процессе совместной учебной деятельность на материале разных учебных дисциплин
  • ·         Формирование разновозрастного воспитательного пространства, позволяющего обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, ценностей свободы, добра, справедливости, экологического благополучия, семьи, здоровья и других общечеловеческих ценностей;
  • ·         Повышение качества обученности учащихся через дифференциацию, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, использование информационно-коммуникативных технологий.
  1. Цели и содержание образования

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РАЗНОВОЗРАСТНОМ ОБУЧЕНИИ

1)   Принципы организации образовательного процесса в разновозрастных группах:

- творческое взаимодействие

- взаимообучение

- чередование занятий учебным предметом с занятиями эмоционально-деятельностного характера

- концентрированное обучение

- крупные учебные блоки

- многократное повторение

 

2) Взаимное влияние доминирующей деятельности и общения. Если учесть, что доминирующим видом деятельности в школе является учение, то оно учение превращает общение в образовательный процесс в ходе общения.

 

3)   Концентрированное обучение:

- Специально организованный процесс обучения, отличающийся концентрацией учебного времени, систематизацией средств обучения, интенсификацией учебной деятельности учащихся;

- Предполагает усвоение большего количества учебной информации в единицу времени;

- Погружение недельное - вид концентрированного обучения.

 

4)   Элементы коллективного способа обучения:

- взаимообучение в парах постоянного и сменного состава;

- работа в микрогруппах постоянного и сменного состава;

- работа в одновозрастных и разновозрастных группах.

Отчет директора С.Р. Тушиновой

Анализ экспериментальной деятельности МОУ "Оротская сош"
Анализ экспериментальной деятельности.do
Microsoft Word Document 20.0 KB

Друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!

 

Контакт:                                 E-mail:orotsosh@rambler.ru

Телефон:(830141)39432

Адрес:Республика Бурятия Кижингинский район, у.Орот, ул.Центральная, 65

Write a comment

Comments: 17
  • #1

    orotsosh (Saturday, 16 November 2013 15:59)

    Интересно! Спасибо!

  • #2

    ИРИНА (Sunday, 17 November 2013 16:37)

    Спасибо,посмотрела Ваш сайт не плохой,есть что подчерпнуть. Одно маленькое но -слишком маленький шрифт.Это на мой взгляд.В целом хороший сайт!Удачи!

  • #3

    orotsosh (Monday, 18 November 2013 11:42)

    Спасибо, Ирина за комментарий. Постараемся сделать шрифт крупнее!

  • #4

    Галина Васильевна (Monday, 18 November 2013 14:10)

    Колоритно, самобытно и тепло у Вас на сайте.

  • #5

    orotsosh (Monday, 18 November 2013 16:33)

    Галина Васильевна, большое спасибо за отзыв! Заходите на огонек!

  • #6

    Наталья (Wednesday, 27 November 2013 05:33)

    Спасибо за программы!

  • #7

    Надежда Грянченко (Tuesday, 03 December 2013 16:27)

    Успехов в развитии сайта и интереса со стороны родителей и детей!

  • #8

    Елена Потапенко (Sunday, 15 December 2013 15:32)

    ССпасибо за приглашение! мне очень понравился ваш сайт. С удовольствием почитала о ваших достижениях! Все здорово!

  • #9

    Татьяна Ивановна (Wednesday, 25 December 2013 18:12)

    Смотришь такого рода сайты, как ваш, и каждый раз удивляешься- какая большая страна в которой мы живем, такая разная и такая схожая.
    Ваши успехи и достижения- это успехи и достижения нашей страны, частицей которой вы себя ощущаете. Новых вам успехов!!!

  • #10

    Соелма Раднаевна (Tuesday, 21 January 2014 09:23)

    Спасибо Светлане Васильевне за улучшение дизайна сайта и публикацию материалов!!! Почаще обновляйтесь, я слежу за новыми публикациями!!!

  • #11

    orotsosh (Friday, 24 January 2014 16:17)

    Очень рады Вам, Соелма Раднаевна! Спасибо, что зашли к нам в гости и за высокую оценку нашему сайту! Ваше мнение нам дорого! Постараемся чаще обновляться!

  • #12

    Ризван (Thursday, 22 May 2014 20:20)

    в дагестане хунзахском районе находится селение орота

  • #13

    Светлана Васильевна (Tuesday, 27 May 2014 03:15)

    Очень рады, Вам, Ризван! Рыды, что посетили наш сайт. Да я знаю, что у Вас есть такое село. Может быть будем дружить? Пишите, заходите на огонек!

  • #14

    Лидия Васильевна (Monday, 24 November 2014 15:58)

    Это очень важно, чтобы из человечка вышел Человек! Удачи! И дальнейшего развития сайту!

  • #15

    Людмила Николаевна Громакова (Monday, 24 November 2014 16:17)

    Достойный сайт,работа кипит. Дальнейших успехов и побед ученикам и учителям!

  • #16

    Дамдинов Батор Батуевич (Monday, 16 March 2015 17:06)

    Спасибо огромное за презентацию про Дамбаевых Дамдин Санжеевича и Дашаму Шойбоновну. Очень приятно, находясь вдали от родной земли, прочитать о жизни своих родных

  • #17

    Гомбожапова Оксана Викторовна (Thursday, 05 January 2017 05:11)

    Спасибо. Хороший сайт. Творческих побед вашему коллективу!